Информация для родителей

Влияние компьютера на ребенка

Ребенок за компьютером 
Компьютер в настоящее время есть практически в каждой российской семье. Технический прогресс движется вперед, и даже совсем маленькие дети уже умеют пользоваться компьютером. Несомненно, уметь пользоваться компьютером в современном мире необходимо. В школах от детей требуется писать доклады и рефераты на компьютере, искать информацию в интернете. Огромное количество профессий в современном мире тесно связано с компьютерными технологиями. 
Однако, зачастую родителям нужно начинать бить тревогу, когда они видят своего ребенка у компьютера.

Влияние компьютера на здоровье 

Пользование компьютером оказывает большое воздействие на здоровье ребенка. В первую очередь это конечно зрение. При работе за монитором глаза очень сильно устают. Монитор обладает большой яркостью и к тому же мерцает, кроме того от ребенка требуется концентрация взгляда на одной точке долгое время. Глазные мышцы ребенка устают. Хроническая усталость глазных мышц приводит к ухудшению зрения, покраснению глаз, а в дальнейшем к близорукости и другим глазным проблемам.
Чтобы этого избежать необходимо ограничить время непрерывного прибывания за монитором компьютера двадцатью минутами. После этого обязательно необходим перерыв, во время которого полезно делать зарядку для глаз или погулять на свежем воздухе.
Кроме зрения, компьютер оказывает воздействие на состояние позвоночника и внутренних ребенка. Ребенок проводит много времени в сидячем положении. Если ребенок не занимается физическими упражнениями, то частое сидение за компьютером может привезти к плохой осанке, а в дальнейшем к искривлению позвоночника. Родители должны купить специальный компьютерный стул детский, рассчитанный на рост ребенка.

Влияние компьютера на психику

Для детей компьютер это в первую очередь интересная игрушка. Дети ищут развлечения, или стараются заполнить чем то свое время, если им не хватает общения. 
Стоит однозначно уяснить, что практически все компьютерные игры для детей очень сильно влияют на психику ребенка и искажают восприятие действительности. В подавляющем большинстве игр главной целью игрока является убийство. И при этом не важно кого должен убить герой - человека или монстра. В ребенке закладывается мнение, что убивать можно и нужно и за это ничего не будет. Можно перезапустить игру и герой снова жив. Но в жизни все совершенно не так. А дети перестают видеть различия между реальным миром и виртуальным. 
Дети отождествляют себя с героями игр и начинают часто говорить "я убит", "меня убили", "я убил". В некоторых странах правительство пытается запретить некоторые компьютерные "стрелялки". В нашей стране ответственность за то, во что играет ребенок лежит только на его родителях. 
Компьютерные "стрелялки" делают убийство психологически более приемлемым действием. И случаи когда ребенок полностью терял ощущение реальности и брался за оружие не в виртуальном, а в настоящем мире происходят все чаще и чаще.
Дорогие родители, только в ваших силах сберечь психику вашего ребенка. Понятно и подробно, как со взрослым объясняете ребенку как влияют компьютерные игры на психику. Никогда не позволяйте ребенку играть в эти игры, не покупайте их, не пускайте в гости к друзьям, если знаете что в гостях ребенок будет только играть. И самое главное - личный пример, сами не играйте в эти "стрелялки".
Кроме компьютерных игрушек на просторах интернета детей подстригают и другие психологические проблемы. Погружаясь в виртуальную реальность социальных сетей дети перестают нормально общаться со сверстниками, они ищут себе виртуальных друзей, обмениваются фотографиями, часто даже не своими. Настоящих друзей и настоящего общения у такого ребенка нет. Ребенок становится замкнутым, не любит гулять. В более взрослом возрасте у такого ребенка будут проблемы с противоположным полом.

Компьютер и половое воспитание детей

Если родители не занимаются половым воспитанием ребенка, то сегодня это делают не подружки и друзья, а интернет. И как известно, интернет это делает далеко не самым лучшим способом, показывая самые неприглядные стороны человеческих отношений.
Сегодня сложно найти семилетнего ребенка, который не был на порно сайте хотя бы один раз. Если родители не смотрят, на каких сайтах сидит их ребенок, то велика вероятность того, что ребенок будет заходить на эти сайты снова и снова. Ребенку любопытно, он ощущает дефицит информации на эту пикантную тему, а у родителей или друзей стесняется спросить, или они не могут ему понятно объяснить.
В результате просмотра таких сайтов у впечатлительных детей может вообще произойти расстройство полового созревания. Ребенок вырастает не традиционный ориентации, склонный к насилию.
Уважаемые родители, в ваших силах объяснить своему ребенку все аспекты сексуальных отношений. Объясняйте что, как и почему происходит. Объясняйте, что сексуальные отношения между мужчиной и женщиной это лишь следствие и дополнение любви между ними. Объясняйте, что ради простого удовлетворения не стоит заниматься сексом с кем попало. Рассказывайте о средствах предохранения и так далее. Только в случае, когда ребенок без проблем получает все необходимые ответы от вас с самого детства, ему и в голову не придет зайти на порно сайт.

Советы родителям

  • Строго ограничите время пребывания ребенка за компьютером
  • Разрешайте пользоваться компьютером только по делу
  • Следите на каких сайтах сидит ребенок, во что он играет, и что смотрит
  • Старайтесь больше времени уделять ребенку, чтобы ему было интереснее общаться и играть с вами
  • Старайтесь познакомить ребенка со сверстниками, чтобы у него было много интересных друзей
  • Запишите ребенка в секцию или кружок для детей
  • Если у ребенка большой интерес к компьютеру - направьте этот интерес в полезное русло. Пусть ребенок изучит какую нибудь полезную программу, научиться делать сайты или что то еще. Может быть в будущем это станет его профессией.

Автор: Александра Новичкова

Материал взят с сайта: 
"Детство вместе" http://detstvovmeste.ru/publ/vlijanie_kompjutera_na_zdorove_detej/1-1-0-780 



Сутки напролет перед экраном монитора, лучшие друзья – виртуальные монстры. Ребенку, попавшему в сети компьютерной зависимости, нужна помощь. В первую очередь родителей
Современные дети нередко осваивают компьютерную грамотность раньше, чем языковую или математическую: мы живем в эпоху высоких технологий и сумасшедших скорос­тей. В принципе, это не хорошо и не плохо, главное – как распорядиться имеющимися у нас ресурсами. Ведь те же компьютер и интернет могут стать как инструментом творчества и получения новой информации, так и допингом сродни наркотикам. Несмотря на то что в среде детей и подростков компьютерная зависимость приобретает угрожающие масштабы, общественность относится к этому факту скорее снисходительно: мол, с возрастом пройдет. Дескать, лучше, когда чадо сидит дома за компьютером, чем тусуется непонятно где и с кем. Компьютерные игры увлекают и захватывают – но параллельно выхолащивают чувства, а реальная жизнь перестает быть источником удовольствия. Многие специалисты сходятся во мнении, что такими страшными диагнозами, как депрессия, синдром эмоционального выгорания, хроническая усталость, алкогольная и наркотическая зависимость, суицидальные наклонности человечество обязано именно высоким технологиям. Задача родителей – сформировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру, сделать его жизнь настолько яркой, интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не могли с ней соперничать.

Ребенок не чувствует разницы
Изображение с сайта http://yourhealth.com.ua«До семи лет ребенок не в состоянии провести четкую грань между вымыслом и настоящей жизнью, – говорит Валентина Антощенко, педагог вальдорфской методики воспитания. – И если в столь нежном возрасте малыш «ныряет» в компьютерные игры и телевизор – они становятся его реальностью. А ведь опыт, приобретенный в первые семь лет жизни, во многом формирует наши жизненные установки и ценности. Какой же «багаж» получает юный геймер? Согласитесь, виртуальный мир, на первый взгляд, может показаться куда интереснее реального: на мониторе краски ярче, события меняются с какой угодно скоростью, а для победы не нужно прилагать особых усилий. В вальдорфской педагогике есть такое понятие, как чувство жизни: умение удивляться и радоваться всему, что нас окружает, воспринимать жизнь как чудо, жить «здесь и сейчас». Ребенок, погруженный в иллюзорный мир, вряд ли обрадуется, скажем, распустившемуся цветку – зачем, если одним кликом компьютерной мышки он может «вырастить» на экране виртуальные джунгли? По настоящим улицам не скачет человек-паук и не бегают динозавры – зато псевдореальность изобилует будоражащими воображение персонажами. В результате малышу становится неинтересно исследовать окружающий мир, докапываться до сути вещей. Такой ребенок не видит для себя иного способа получения удовольствий, кроме как с головой уйти в суррогатные эмоции и переживания».

Цена победы
В американских военных школах одним из элементов подготовки будущих бойцов являются занятия по снижению чувствительности, притуплению способности к сопереживанию – в противном случае солдат не сможет хорошо делать свое дело. Подобные «тренировки» осуществляются при помощи специальных компьютерных программ, работающих по принципу игр-стрелялок: за максимально короткий срок нужно «убить» как можно больше противников и самому остаться в живых. Агрессивные компьютерные игры (а к таковым относятся игры, эксплуатирующие темы насилия, убийства, расовой или сексуальной дискриминации и прочих противоправных действий) заглушают в ребенке альтруизм, умение сочувствовать и понимать другого человека. Формируется очень опасная установка: чтобы победить, нужно убить. И хотя речь идет об «игрушечных» убийствах, подобные стереотипы четко «записываются» на уровне подсознания – неизвестно, к каким действиям они могут подтолкнуть человека в критической ситуации. Многие специалисты связывают немотивированную агрессию подростков с пристрастием к агрессивным компьютерным играм. Один из примеров: британский школьник, несколько лет назад жестоко убивший своего одноклассника. На суде родители подрост-ка заявили, что их сын подражал герою видеоигры Manhunt, который совершал изощренные убийства.

Мальчики – в группе риска
Чаще всего в компьютерную зависимость попадают именно мальчишки. Девчачьи игры – те же дочки-матери – это сплошные эмоции, поэтому девочкам нет необходимости подпитываться суррогатными переживаниями. Девочкам «разрешается» плакать, обижаться, закатывать истерики – над мальчиками же довлеет исторически сложившийся стереотип: ты должен быть сильным. В итоге мальчишки вынуждены постоянно подавлять свои истинные чувства и эмоции. Кроме того, в силу особенностей мужской психологии сильному полу более свойственен «уход в себя». Мальчишкам «зона продуктивного одиночества» жизненно необходима – для восстановления, накопления сил, анализа. И если в реальности эта ниша отсутствует, подросток будет создавать ее искусственно. Ну и потом, инстинкт победителя у мужчин в крови еще с пещерных времен – именно поэтому мальчики «подсаживаются» на всякие «стрелялки» и «бродилки» (девочки, если уж и играют, то скорее в стратегические или логические игры).

Откуда ноги растут
Изображение с сайта http://www.gazeta.spb.ruУтверждать, что виртуальные забавы – корень всех бед «проблемных» подростков – значит, путать причину и следствие. Ведь «иная реальность» может лишь усугубить уже имеющиеся проблемы. Иными словами, счаст­ливый, гармонично развивающийся ребенок вряд ли станет испытывать повышенную тягу к компьютерному миру. «Когда на приеме родители жалуются на то, что их ребенок «подвис» на компьютере, я предлагаю им поискать причины в себе, – говорит Светлана Ройз, детский и семейный психолог. – Я спрашиваю у мам и пап: «Кто впервые показал ребенку компьютерную игру? Что вы знаете о пристрастиях вашего ребенка, в какие игры он играет? Сколько времени вы проводите вместе с ребенком, о чем разговариваете? Назовите несколько ярких событий в жизни ребенка за последние месяцы.» Мы, родители, должны отдавать себе отчет: это мы усаживаем ребенка перед телевизором, покупаем ему компьютерные игры – ведь у нас работа, стирка, уборка, и зачастую нам попросту некогда играть с чадом в другие (спортивные, настольные) игры. Такая позиция родителей заглушает в ребенке инстинкт искателя, отводя ему более безопасную, на первый взгляд, роль зрителя. Зависимость (любая: алкогольная, эмоциональная, компьютерная) говорит о том, что у человека нарушены контакты с его ближайшим окружением. Задумайтесь: как вы общаетесь с ребенком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир? Вместе с тем, важно помнить, что у каждого явления есть как негативная, так и позитивная сторона. Зачастую в виртуальный мир с головой погружаются очень чувствительные и творческие детки с тонкой душевной организацией. Задача родителей – помочь ребенку раскрыть свой потенциал».
Уходя в жестокие игры, дети пытаются прожить свою нереализованную потребность в агрессии. Безусловно, это деструктивное чувство, и компьютер – не самый лучший способ его трансформации. Но кто знает, как вел бы себя подросток и какие бы психосоматические болезни у него проявились, если бы не возможность получить разрядку, отдубасив виртуального монстра».

Операция «спасение»
Пытаясь «вытащить» ребенка из компьютерного мира, родителям стоит действовать тактично. Запретный плод, как известно, сладок: чем больше сопротивление – тем сильнее стремление. Нельзя насильно отобрать у ребенка компьютер, не дав ему ничего взамен.
  • В первую очередь следует изменить стереотипное поведение. Ребенок привык получать выволочку за свои компьютерные посиделки и несделанные уроки? Специалистами доказано: если какая-то реакция повторяется 7 и более раз, она скатывается в подсознательное. Иными словами, ребенок попросту не слышит обращенных к нему упреков, они для него – не более чем досадный шумовой фон. Чтобы изменить ситуацию, попробуй продемонстрировать искренний (!) интерес к миру своего чада. Расспроси его об играх, в которые он играет, чем именно они ему нравятся (кстати, это подсказка к вопросу, какие потребности ребенка подавлены). Попроси, чтобы он научил тебя играть в его любимую игру. Да, это может занять немало времени, но овчинка стоит выделки! Когда дети учат нас чему-то, их самооценка повышается. И потом, двое – это уже диалог (а с компьютером, даже если это групповая игра, человек всегда общается в режиме монолога).
  • Предложи ребенку деятельность, которая заинтересует его сильнее, чем компьютерный мир. При этом родители не должны превращаться в эдаких клоунов, предлагающих пресыщенному отпрыску все новые и новые утехи. Такой подход оставляет ребенка на прежнем уровне пользователя – потребителя чужого труда. А для того чтобы избавиться от зависимости, нужно перейти на созидательный, творческий уровень. Вальдорфские педагоги советуют начинать с посильной (но не слишком легкой) физической работы. Это может быть вскапывание грядок на даче, прополка или полив цветов, мелкие ремонтные работы и т. д. Крестьянский труд помогает, что называется, встать обеими ногами на землю, ощутить свои корни, почувствовать вкус жизни. Такая работа вызывает физическую усталость, но при этом наполняет человека духовной энергией.
  • Ищите интересные для ребенка сферы творческой реализации. Душевное состояние очень хорошо гармонизирует работа руками (полезен тактильный контакт с природными материалами: деревом, глиной, шерстью) – не зря в дореволюционные времена аристократы обучали своих детей изящному рукоделию.
  • Демонстрируйте пример. Если ты сама, едва придя с работы, щелкаешь пультом от телевизора, вряд ли стоит ожидать, что ребенок внемлет твоим нравоучениям и оторвется от монитора. Учись находить радость в мелочах: в чашке кофе, распустившихся фиалках, интересной книге – и твой ребенок тоже приобретет умение радоваться жизни. На уикенды выезжайте на природу, посещайте различные экскурсии. Поверь, ребенок, который вместе со спелеологами нащупывал путь в реальной пещере или кормил с рук настоящую косулю в лесном хозяйстве, никогда не променяет эти «живые» ощущения на виртуальный суррогат.
Минимум усилий – максимальный результат
«Когда основным время­препровождением ребенка становятся компьютерные игры, интернет-чаты и телевизор, страдает, в первую очередь, его эмоционально-чувственная сфера, – утверждает Наталья Ещенко, специалист вальдорфской педагогики, преподаватель и арт-терапевт. – Посудите сами: стать супергероем в вымышленной жизни намного проще, чем в настоящей. Для того чтобы одержать виртуальную победу, достаточно умственных усилий, быстроты реакции и определенных навыков. А в реальной жизни успех невозможен без умения чувствовать, договариваться с людьми, слышать свою интуицию, использовать творческое начало! Компьютерные игры формируют искаженное представление о жизни, безволие и пассивность, которые скрываются за яркими подвигами в виртуальном мире. Стоит ли удивляться тому, что, повзрослев, вчерашний геймер отказывается брать на себя ответственность за собственную судьбу?! В последние годы медикам все чаще приходится сталкиваться с гипервозбудимыми, гиперактивными детками. Этому явлению есть простое объяснение. Детям, особенно маленьким, очень важно проживать эмоции через тело (это происходит, например, во время подвижных игр). А когда малыш увлеченно смотрит мультик или гоняет на виртуальных ралли, его мозг работает очень интенсивно. Но тело то остается статичным, оно не проживает эту активность! А потом родители недоумевают, почему ребенок переворачивает весь дом вверх дном, а по ночам просыпается каждые два часа».

Скажи мне, во что ты играешь
Подсознательно ребенок выбирает именно те игры, которые в наибольшей мере отражают его подавленные потребности.
Стратегические – ребенку не хватает структурированности. При этом в потенциале у него имеются лидерские качества, такой человек может повести за собой других. Позитивный «заменитель» компьютерных стратегий – шахматы, конструирование (кстати, «стратеги» легче всего избавляются от тяги к компьютеру).
Спортивные – подавлена деятельность, возможно, есть какие-то телесные блоки. Если малыш гоняет виртуальную шайбу или мяч (командные игры), у него велика потребность быть частью значимой для него группы сверстников. Переключай его внимание на реальные спортивные забавы.
«Стрелялки», ужасы – непрожитая агрессия или подавленная сексуальность. Кстати, агрессия – одна из эмоций, необходимых для выживания вида (в психологии есть даже такое понятие: нормальный уровень агрессии). Другое дело, сколько ее и в какое русло она направлена. Такому ребенку нужно больше двигаться, а еще ему необходимы тактильные контакты (объятия, массаж) со своими родителями.
Пробудить в ребенке интерес к реальной жизни можно лишь собственным примером. Находите время для разговоров по душам, читайте вместе книжки, делитесь пережитыми впечатлениями.
Согласно нормам Минздрава, 7-10-летние дети могут проводить за компьютером не более 45 мин. в день, 11-13-летние – два раза по 45 мин., старшие – три раза.
По материалам статьи Ольги Бурдыга «Верни ребенка в реальность»
Источник
Твое здоровье

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ У ДЕТЕЙ
Уважаемые родители, попробуйте ответить на несколько простых вопросов о своем ребенке

1.    Он очень-очень любит смотреть телевизор, «сидеть в интернете» и играть в компьютерные игры? 
2.    Его желание заниматься этим действительно крайне сильно, его непреодолимо тянет к телевизору или компьютеру? Ему хочется смотреть мультфильмы или играть в компьютер все больше и больше? У него желание постоянно увеличивать время общения с ТВ или ПК.
3.    Вам и вашему ребенку сложно или невозможно контролировать его поведение в части просмотра ТВ или общения с компьютером?
4.    Ребенок испытывает явный душевный дискомфорт, у него портится настроение или даже самочувствие, когда Вы ограничиваете или лишаете его контактов с ТВ или компьютером? 5.    Контакт или даже перспектива контактов с ТВ и ПК значительно улучшает настроение ребенка? С помощью ТВ или ПК легко удается контролировать поведение ребенком (накормить, успокоить, выполнить просьбу …), влиять на его настроение и самочувствие? 6.    У ребенка отсутствуют или постепенно сужаются сферы других интересов (общение с родителями и сверстниками, спорт, книги, хобби т.д.)?

    
Если один, несколько, или все ответы утвердительные, нужно хорошенько задуматься: а не страдает ли ваш ребенок телевизионной или компьютерной зависимостью?
Зависимость (подчиненность, связанность,  несвободность) - связанность явлений, предопределяющая их существование; подчинение чьей-нибудь воле, обусловленность чьего-нибудь поведения волей кого-нибудь  (… толковые словари Ожегова и Ушакова). По большему счету, каждый человек, ребенок или взрослый, имеет зависимости. И это нормальные взаимосвязи: есть абсолютные, физиологические (химические) зависимости (воздух, вода, еда и т.д.), есть относительные, психологические, поведенческие – любовь, общение, ощущение безопасности, познавательная деятельность и т.д.     Но, у людей встречаются, и очень часто, другие зависимости, патологические. Термин «зависимость» стал официально использоваться с 1964 г., взамен терминов "пристрастие" и "привыкание"  (Комитет экспертов ВОЗ). Сначала речь шла  о химической зависимости, связанной с употреблением алкоголя, табака или других психоактивных веществ. Главным описательным критерием такой зависимости было мощное, скорее даже, неукротимое, стремление к употреблению алкоголя, табака или других психоактивных веществ. Таким образом, в психиатрических науках, расстройство зависимости характеризуется сочетанием физиологических и поведенческих явлений, когда употребление психоактивного вещества (алкоголь, табак, лекарство, наркотики и другие химические соединения) занимает наибольшую часть в системе человеческих ценностей, деформируя и вытесняя нормальные формы поведения.  Так вот, все 6 вопросов, написанные выше, относятся к диагностическим критериям синдрома зависимости. И если с химическими зависимостями (алкоголь, табак и другие наркотики) и нехимическими (азартные игры, трудо- шопоголизм, зависимость от межличностных отношений, и т.д.) все давно ясно, то опасность болезненных влечений к телевизору или компьютеру, особенно, в  детском возрасте (вариант поведенческих зависимостей) в настоящее время существенно недооценивается.      Давайте немного пофантазируем: папа отобрал у своего 15-летнего сына пачку сигарет, а тот в ответ закатил гневливую истерику; мама лишила подростка карманных денег и категорически запретила ему покупать и пить пиво, в ответ, получив изрядную порцию ярости и буйства.      Вам кажется это смешным и нереальным? Невозможно? В жизни так не бывает?     - Допустим. А если в ужасную истерику впадает 2-летний карапуз, когда у него выключают телевизор? А если пребывает в панике и страшном горе детсадовец, у которого отобрали планшет или смартфон? А если в чудовищном гневе мечется по квартире, круша все на своем пути пятиклассник, которому запретили играть в компьютер.      А это возможно? А это реально? А разве так в жизни не бывает?


Телемания, мобильная и компьютерная зависимость - что для ребенка более вредно?

Современный термин «патологическое использование телевизора у детей» (PTUC - pathological television use in children), довольно точно характеризует зависимое болезненное влечение ребенка к телевизору, при котором встречаются все признаки поведенческой зависимости.
•    Желание ребенка находится у голубого экрана постоянно и значительно, его непреодолимо тянет к телевизору, ему хочется постоянно увеличивать время контакта с ТВ.    
•    Родителям или самому ребенку сложно или невозможно контролировать свое поведение в части просмотра ТВ    
•    Ребенок испытывает явный душевный дискомфорт, у него портится настроение или даже самочувствие, когда родители ограничивают или лишают его контактов с ТВ.     •    Просмотр или даже перспектива просмотра ТВ значительно улучшает настроение ребенка. Преимущественно, только с помощью ТВ легко удается контролировать поведение ребенка (накормить, успокоить, выполнить просьбу …), повлиять на его настроение и самочувствие.    
•    Вне времени контакта с телевизором, при лишении телевизора у ребенка появляются или усиливаются негативные эмоции (плохое настроение, плаксивость и раздражительность, агрессия, скука и апатия, невозможность себя занять и т.д.). Не правда ли, похоже на абстинентное состояние? Ломка? Синдром отмены? (abstinentia – воздержание, лат.)    
•    У ребенка постепенно сужаются или совсем отсутствуют сферы других интересов (общение с родителями и сверстниками, спорт, книги, хобби т.д.).      •    Развивается социальная дезадаптация (нарушается поведение и познавательная деятельность в детском коллективе и дома, формируется непослушание, ухудшаются коммуникативные способности и т.д.)

Хотя телемания до сих пор еще не является общепризнанной медицинской и психологической проблемой, но вред ее, несомненно существует, и родители должны быть информированы об этом. Возможно, именно в детском возрасте, формирование телевизионной зависимости разной степени выраженности (патологическое использование телевизора у детей - pathological television use in children - PTUC) в дальнейшем служит благотворной почвой для развития компьютерной – зависимости (интернет-аддикция и компьютерный гэмблинг).
Компьютерная зависимость
     Компьютерная зависимость (виртуальная зависимость, интернет-привязанность, нетаголизм, интернет-аддикция, вебоголизм, патологическое использование компьютера» /PCU - pathological computer use/)  – вещь намного более неприятная и опасная чем телевизор. Возможности «заражения зависимостью» у компьютера, в частности у интернета и компьютерных игр гораздо более мощные, и приближаются по своей силе к химическим пристрастиям! В сравнении с взрослыми, у детей и подростков стихийное и бесконтрольное использование компьютерного прогресса намного быстрей и легче приводит к развитию компьютерной зависимости.
     Немного цифр: частота эмоциональных расстройств, в частности тревожных и депрессивных, выше в группе интернет-зависимых в 4-6 раз; чаще встречается суицидальные попытки в структуре депрессивных расстройств у интернет-зависимых старшеклассников. Вероятность социальных неудач прямо пропорциональна тяжести интернет-зависимости, при этом значительно (в 5-10 раз!) возрастают шансы развития химических зависимостей, опасность злоупотребления алкоголем, наркотиками становится очень реальной.

     Дети и подростки, склонные, или, уже имеющие интернет-зависимость, нередко  имеют определенные, схожие личностные характеристики:    
•    Неуверенность в себе, признание собственной неполноценности,  снижение самоуважения, субъективное приумножение своих недостатков или «награждение» себя воображаемыми дефектами (истинная или «предохранительная» заниженная самооценка);     
•    Неудовлетворенность жизнью, нереализованные потребности (например, у подростков стремление к общению!), чувство неуспешности на фоне мощных, неосуществленных влечений и желаний (фрустрация) 
        Ощущение своей покинутости и одинокости, унылость и подавленность, зажатость, тревожность и внутреннее эмоциональное напряжение (депрессивно-тревожные особенности) :   
•    Нелюдимость, замкнутость и застенчивость, проблемы естественного общения (коммуникационные трудности)    
•    Широкое использование, в качестве психологической защиты, умозрительных, логических аргументов подавления своих переживаний (интеллектуализация)
    Из истории вопроса
Еще в далеком 1995 г. американский психиатр Айвен Голдберг (I. Goldberg), шутливо, но очень прозорливо, предложил термин   «Internet Addiction Disorder» (IAD),  - интернет-зависимость, или расстройство поведения с нарушением самоконтроля, не сходное по своей структуре с наркотической зависимостью, но значительно, и в основном, отрицательно влияющее на все сферы человеческой жизни (нарушения в социальной, эмоциональной и познавательной сферах).     Другие, широко используемые в наши дни термины компьютерная зависимость и «патологическое использование компьютера» (PCU - pathological computer use), подразумевают более расширенное толкование проблем нерационального и безрассудного, максимально напряженного использования компьютера, нарушающих социальную адаптацию и коммуникацию, приносящих заметное разрушение психического и физического благополучия.     Особенно часто компьютерная зависимость сопровождается компьютерной игроманией (патологический компьютерный гэмблинг) и встречается у людей с болезненной психологической трудозависимостью (трудоголизм).     Начало формирования компьютерной зависимости довольно легко проследить, и первой «ласточкой» является беспрестанное и неотступное желание лишний раз заглянуть в свой электронный почтовый ящик. Далее, время, проведенное в сети или за компьютерной игрой, начинает увеличиваться в геометрической прогрессии, возникает "липкое" ожидание очередного интернет-погружения.     Наибольшую опасность патологическое использование компьютера представляет для детей и подростков. Этому способствуют особая прелесть и привлекательность «сетевого блуждания» и компьютерных игр. В борьбе за привлекательность и удовольствие, интенсивное напряжение основных органов чувств (зрение, слух, двигательные ощущения) в сочетании с высочайшей жизненной правдоподобностью компьютерной игры практически всегда выигрывает у обычной «серой» жизни…   
•  Практически неистощимые информационные источники любых сведений и справок 
Безграничный свободный доступ к всевозможным виртуальным играм и развлечениям    
•    Анонимность обширных межличностных отношений, свободный, легкий выбор любых комфортных лиц для приятного виртуального общения и времяпрепровождения, непринужденный разрыв старых связей и мгновенное формирование новых контактов
Легкая возможность воображаемого осуществления практически любых замыслов, прихотей и «криков души», почти реальное воплощение в виртуальной жизни своих самых сокровенных стремлений.    
 •    В игре реалистическое ощущение своей значимости  и геройства (роль супермена, колдуна, мудреца и пр.), наличие самых разнообразных эмоциональных окрасок своих действий, практический контроль виртуальной, но эмоционально значимой, ситуации.      
 •    Переживание опасностей виртуальных с накалом реальных страстей, допустимость безболезненного устранения любых неприятностей – нужно только «сохраниться», «отмотать время назад», «переиграть» и т.д.      
•    Получение любого виртуального вознаграждения (игровой бонус, премия, «здоровье», «оружие») – новая, удивительно приятная, эмоция приобретения. Блестящее преодоление нового уровня в игре, благополучное завершение всей игры – ощущение реального жизненного успеха. Настоящие яркие эмоции в иллюзорной видимости общения с реальностью.     
 •    Предварительно благосклонная реакция родителей – ребенок «занят делом», «вырабатывает усидчивость и развивает внимательность», «знакомиться с новыми технологиями», «огражден от пагубного влияния улицы, находится дома, под присмотром»,  и т.д.
     Компьютерная зависимость («патологическое использование компьютера» - pathological computer use in children), или зависимое болезненное влечение ребенка к компьютеру, в полном объеме имеет все, ярко представленные, типичные признаки поведенческой зависимости.

   •    Постоянное и выраженное желание ребенка (подростка) находится у включенного компьютера, неудержимая тяга к компьютеру, азартное стремление непременно увеличить время «общения» с компьютером, разумное распоряжение свободным временем исчезает
      
•    Родителям и самому ребенку (подростку)  сложно или невозможно контролировать свое поведение в области «общения» с компьютером, редкие, робкие и малодушные старания подростка и его родителей «снизить накал общения с компьютером» заранее и однозначно обречены на провал.      
•    Ребенок (подросток)  испытывает явный душевный дискомфорт, у него серьезно портится настроение или даже самочувствие, когда родители ограничивают или лишают его контактов с компьютером;     
 •    Контакт или даже перспектива контакта с компьютером красноречиво улучшает настроение ребенка (подростка). Большей частью или всегда, только с помощью компьютера легко удается контролировать поведение ребенка (сделать уроки, убраться в комнате, лечь спать просьбу …), повлиять на его коммуникацию, настроение и самочувствие.      
•    Вне времени контакта с компьютером у ребенка (подростка) появляются или усиливаются негативные эмоции (депрессивные реакции, обидчивость и раздражительность, агрессия, скука, хандра и апатия, невозможность себя занять и т.д.). Не правда ли, похоже на абстинентное состояние? Ломка? Синдром отмены? (abstinentia – воздержание, лат.)      
•    У ребенка (подростка) постепенно сужаются или совсем пропадают сферы других интересов (общение с родителями и сверстниками, спорт, книги, хобби т.д.). Появляются виртуальные друзья (и это не обязательно ровесники, и даже не люди). Настоящий интерес в глазах ребенка зажигается только при обсуждении околокомпьютерных тем.     
 •    Большинство мыслей и желаний, свободные деньги и незанятое время посвящается компьютеру (неутолимая, навязчивая жажда новой информации (инфомания!); покупка новой игры, программы или компьютерного журнала, апгрейд «железа» и т.д.)      
•    Нарушение режима сна и бодрствования, игнорирование физических нагрузок, правильного питания и личной гигиены      
•    Физическое ухудшение здоровья (утомляемость, истощаемость, ожирение или потеря веса, головные боли, расстройство желудочно-кишечного тракта, боли в спине, сердце, нарушение зрения, конъюнктивиты и т.д.)     
 •    Специфический дефект – кистевой туннельный синдром (синдром карпального канала - (CTS) Carpal tunnel syndrome, современное название «травма вследствие постоянной нагрузки» (Repetitive Strain Injury (RSI): хронические, блуждающие или локализованные боли в руке, онемение, зуд, «мурашки», опухание суставов и т.д. Кстати, во всем мире развитие синдрома RSI, связанная с профессией считается профзаболеванием, со всеми вытекающими оплатами и льготами.      
•    Развивается социальная дезадаптация (ухудшается поведение и познавательная деятельность в школе и дома, нарастает агрессия, развивается непослушание и безответственность, нарушаются правила и запреты взрослых, ухудшаются коммуникативные способности и т.д.)     
 •    Количество неискренности и вранья в общении с родителями, учителями и другими взрослыми, особенно в области своего компьютерного пристрастия,  резко увеличивается.      
•    В конце концов, края реальной и воображаемой жизни постепенно растворяются, формируется «виртуальное» отношение к реальности – всегда можно «сохраниться», найти «здоровье», начать «жизнь» заново, вернуться на прежний уровень или «переиграть» случившееся.    
•    Происходит деформация или полная потеря связей с окружающим миром: реальность безразлична или даже, опасна, вся жизнь уходит в виртуальный мир. Особенно легко это происходит у детей с аутичными или шизоидными чертами личности.     
 •    В тяжелых случаях заканчивается все искажением или  утратой биологических инстинктов (начиная с познавательного и сексуального инстинктов, заканчивая пищевым, и инстинкт самосохранения.
     Интернет здесь и сегодня, паутина везде и всегда!

     В настоящее время отмечается катастрофически прогрессирующее увеличение частоты патологического использования компьютера у детей. Например, в зависимости от страны, сейчас у каждого второго-третьего! старшеклассника наблюдаются те или иные проявления компьютерной зависимости.

     Выделяют  следующие основные варианты патологического использования компьютера, который выступает в роли высокотехнологического инструмента воплощения в жизнь разнообразных поведенческих зависимостей.
      
1.    Патологическое участие в азартных интернет-играх (сетевой гемблинг, нетлудомания, интернет-тотализатор, лотерея и т.д.).      
2.    Неадекватное использование интернет-коммуникации (зависимость от виртуальных межличностных отношений - социальные сети, форумы, чаты, конференции и т.д.)      
3.    Бездумное блуждание по сайтам самой разной тематики, бесцельный новостной серфинг, навязчивое копание в базах данных, бессмысленное  скачивание ненужных книг, статей и т.д.      
4.    Нездоровое увлечение покупками в интернет-магазинах, ненормальный интерес к он-лайновым аукционам (интернет-шопоголизм).      
5.    Болезненное пристрастие к виртуальному любовному общению и сексу , "сетевой эротоголизм", "нетсексоголизм" (виртуальные любовные отношения, зависимость от порносайтов, муссирование сексуальных мотивов в ячейках «для взрослых» и т.д.)      
6.    Навязчивое, противоестественное влечение к самому процессу «общения с компьютером»  - компьютерный трудоголизм (например, программирование и другие работы за компьютером)     Для детей и подростков более характерны первые три варианта, у взрослых – любые из вышеперечисленных.


Телефономания
-
     Из опросов - более половины взрослых готовы отказаться от своего мобильного только с применением «внешнего насилия», и скорее, пожертвуют другим благами прогресса, чем своим телефоном. В настоящее время нет достаточного объема серьезных исследований на тему телефономании, соответственно говорить о наличие достоверных статистических данных пока рано. Но, у взрослых частота телефономании составляет не менее 8-10%, скорей всего, у детей старшего возраста и подростков столько же, или намного больше. Не отстают и младшие школьники, теперь мобильные есть у всех, и первоклашка с последней моделью телефона «Си-4» или «Ай-5», стоимостью в одну учительскую месячную зарплату, вызывает искреннее уважение не только у сверстников, но и педагогов.     Современный мобильный телефон (смартфон) – это самый     настоящий компьютер с любыми интернет-возможностями. И все вышесказанное о компьютерной зависимости, интернет-аддикции, также относится к мобильному телефону (смартфону). Но даже самый примитивный мобильный телефон (не компьютер), который  умеет только «звонить» и отправлять СМС-сообщения,  может представлять для ребенка реальную опасность.      Не менее редкая, и совсем небезобидная, зависимость - патологическое использование мобильного телефона (PPU - pathological phone use), или телефономания (зависимое, болезненное влечение к мобильному телефону), характеризуется всеми признаками поведенческой зависимости.     Итак!     
 •    Постоянное желание ребенка (подростка) иметь при себе включенный телефон (даже в ванной и туалете, само собой и ночью под подушкой), неотвязное стремление всегда «быть на связи», «у аппарата», «on-line», беспрерывная, навязчивая проверка пропущенных звонков и смс-ок  (не только днем, а даже, просыпаясь ночью).    
•    Неудержимая тяга к телефону, мобильный всегда в руках у ребенка (подростка), громкость сигнала вызова максимальная и боязнь положить телефон в карман или сумку, -  «а вдруг не услышит звонок». Непрерывные звонки без мотива, получение и отправление СМС без причины, стремление непременно увеличить время «общения» с телефоном, адекватное распоряжение свободным временем исчезает, бесконечные телефонные разговоры, родителям и самому ребенку (подростку)  сложно или невозможно контролировать свое поведение в области «общения» с телефоном, желание просто прикоснуться лишний раз к телефону.     
 •    Ребенок (подросток)  испытывает явное беспокойство и тревогу, у него ухудшается настроение, когда разряжается телефонный аккумулятор, ломается или теряется телефон, на счете заканчиваются деньги, родители запрещают «болтать по телефону»; у многих даже кратковременная «потеря телефона» приравнивается к вселенской катастрофе («лишиться телефона все равно, что потерять руку!»)      
•    Ощущение доступности телефона, разговоры по телефону, отправка и получение СМС, просмотр фото, видео, прослушивание музыки на телефоне, а также, фотографирование и запись видеороликов с помощью телефона заметно повышают настроение ребенка (подростка). С помощью угроз лишения телефона легко удается контролировать поведение ребенка (сделать уроки, убраться в комнате, лечь спать просьбу …), повлиять на его коммуникацию, настроение и самочувствие.    
 •    Вне времени контакта с телефоном, при лишении телефона у ребенка (подростка) появляются негативные эмоции (депрессивные реакции, обидчивость и раздражительность, агрессия, скука, хандра и апатия, невозможность себя занять и т.д.). Не правда ли, похоже на абстинентное состояние? Ломка? Синдром отмены? (abstinentia – воздержание, лат.)     
 •    Большинство мыслей, свободные деньги и незанятое время посвящается общению по телефону (постоянное ожидание звонка или СМС, пополнение телефонного счета, смена модели телефона, покупка нового чехла или защиты экрана, закачка нового рингтона и экранной темы. Любимый предмет разговоров  - только кибермобильные новости (достоинство и престижность свежей модели телефона или преимущество нового тарифного плана). Страх отстать от прогресса, упустить новейшие техновозможности, боязнь нарваться на критику ровесников по поводу «отстойной модели». Мечта о «самом-самом» телефоне: самый быстрый процессор, самый лучший экран, самая крутая фотокамера и т.д.      
•    Необходимость коммуникации, интерес к общению с ровесниками реализуется только через телефонные разговоры, в особенности, через СМС-переписку. Реальные межличностные отношения (и даже любовные!) практически полностью заменяется СМС-коммуникацией. Преимущества личного диалога и очного свидания меркнут перед удобством и привлекательностью  телефонной беседы и СМС-разговора      
•    Нарушение режима сна и бодрствования, игнорирование физических нагрузок, правильного питания и личной гигиены      
•    Физическое ухудшение здоровья (утомляемость, истощаемость, ожирение или потеря веса, головные боли, расстройство желудочно-кишечного тракта, боли в спине, руках, сердце, нарушение зрения, конъюнктивиты и т.д.).      
 •    Специфический дефект - формирование «СМС-пальца» (травма вследствие постоянной нагрузки - Repetitive Strain Injury (RSI): боли в суставах и мышцах, воспаление сухожилий вследствие огромного количества стереотипных, быстрых и нефизиологических движений пальцами). Кстати, «СМС-палец» имеет богатую историю: он прошел славный путь от «пальца Nintendo» девяностых до современного «пальца PlayStation» и гордого «офисного пальца Blackberry»
Материал взят с сайта: 
http://nervos.ru/kompyuternaya-zavisimost/


Комментариев нет:

Отправить комментарий